Главная » Статьи » Средневековая Европа » Средневековые ордена |
V-VI вв. в Европе были временем расцвета монашеского движения. Многие люди оставляли свою мирскую жизнь, уходили искать спасения и стремились к Богу посредством аскезы. И это разрастание монашеского энтузиазма явилось причиной его постепенного обмирщения. Монастыри обрастали огромными владениями, монахи стали все больше уподобляться мирянам и уже не так строго соблюдали уставы. Это породило своего рода реакционное движение за возрождение чистоты монашества, его прежней строгости и предельного аскетизма. Особенно ярко оно проявилось в XI-XII вв. Одними из ярких представителей этого движения являются цистерцианцы.
Цистерцианцы — фреска в аббатстве Осек в Чехии. Возникновение и ранняя историяОснователем монастыря в Цистерции являлся святой Роберт. Он отличался ревностным благочестием и стремлением следовать уставу Бенедикта буквально во всем. В этом стремлении он испробовал многие монастыри, но ни один не принес ему удовлетворения. В итоге он с несколькими монахами отправился в Сито – область на окраине Бургундии. Она также называлась «пустыней Цистерций». Там, среди болот и лесов монахи и основали в 1098 году новый монастырь. Преемники Роберта Альберих и Стефан продолжили его дело и придали идеалу нового монастыря законченную форму. Святой Роберт Молемский — основатель ордена Поначалу жизнь монастыря была очень тяжелой, высокий стандарт аскетизма и строгая жизнь отпугивали мирян и приток новых монахов был довольно слабым. Все изменилось с приходом в монастырь с несколькими товарищами знаменитого Бернара. Вскоре были основаны новые монастыри в Ля Фертэ, Понтиньи, Клерво и Моримонде. К середине XII века цистерцианские обители разрослись по всей территории Франции. В основу взаимоотношений монастырей был положен принцип децентрализации, т. е. великий аббат Сито обладал властью не над всеми обителями, а лишь над теми, которые были основаны его выходцами. Было несколько главных монастырей, которым подчинялись остальные в данном регионе. Высшей властью обладал собор всех аббатов, возглавляемый аббатом Сито. Посредством соборов поддерживалась связь между обителями. Бернар Клервоский Жизнь в монастыреЖизнь в Сито и других обителях была крайне строгой. Современники смотрели с боязнью и сочувствием на цистерцианца. Его одежда состояла из простой льняной туники, грубых открытых башмаков и чулок. Вся деятельность монаха сводилась к физическому труду и молитве – в полном соответствии с уставом Бенедикта. Особенно ярко это проявлялось в самом начале существования ордена, когда Сито был единственной обителью, монахов было мало и благоустройство монастыря требовало огромного напряжения сил. Каждый монах имел свою дневную задачу, например, обработка поля, вырубка леса, работа в огороде, заготовка дров. Молитве посвящалось около 6 часов ежедневно. Спали мало, ибо сон считался потерей времени и ублажением бренной плоти. Все монахи спали в одной комнате при свете единственной свечи, не снимая одежды, дабы всегда быть готовыми, если призовет аббат – главное лицо монастыря. Все монахи должны были беспрекословно подчиняться ему, как завещал святой Бенедикт. Зимой монахи также могли заниматься чтением и переписыванием текстов Священного Писания, так что в монастырях вскоре образовывались богатые библиотеки. Судьба цистерцианского орденаБольшой вклад в развитие цистерцианского ордена был внесен Бернаром Клервоским, который основал обитель в Клерво. При нем же начался рост числа обителей и размеры земельных владений. К сожалению, цистерцианцы не смогли долго удерживать на прежней высоте заданный идеал. Причиной всему был именно рост благосостояния аббатств, появление больших земельных наделов, даримых баронами и другими сочувствующими. Близость ордена к миру обусловило его обмирщение. Идеал, заложенный Бенедиктом в своем уставе, так и оставался недостижимым по мере наступления зрелости любого монашеского движения или ордена. Даже цистерцианцы не смогли полностью уйти от внешнего мира и его политических и церковных дел. Бернар, который так яро поддерживал идеал цистерцианского ордена, был авторитетной личностью своего времени и активно участвовал в общеевропейских делах, проповедуя Крестовые походы и обосновывая существование Ордена тамплиеров. Мир монашества уже был разнообразным, но духовные поиски обусловили появление еще большего количества монашеских орденов в последующие века. Источник: Цистерцианцы, цистерцианский орден, монашество, святой роберт, бернар клервоский, христианство, средневековье | |
Просмотров: 974 | | |
Всего комментариев: 0 | |