[Онлайн-Журнал:Армор.ua ]
Средневековые ордена
Главная » Статьи » Средневековая Европа » Средневековые ордена

Францисканский монашеский орден

Христианство расширяло сферу своего влияния по Европе довольно медленно и часто не так, как того бы хотела Церковь. Народные массы могли понимать заветы Священного Писания несколько по-иному, чем церковные проповедники. У простого люда был свой идеал – бедный апостол, шагающий в грубой одежде по городам и весям, страстно проповедующий слово Божие и зажигая в сердцах пламенный огонь веры. Миряне хотели в буквальном смысле следовать за Христом, чей образ они накладывали на бродячих проповедников-аскетов. Одним из таких был Франциск Ассизский, положивший начало в XIII в. движению францисканцев.

 

Франциск Ассизский

Святой Франциск Ассизский — основоположник ордена 

Возникновение и ранняя история

Франциск был сыном состоятельного ассизского купца. С молодости он обнаружил в себе религиозное стремление к Богу и Христу. Он решил посвятить жизнь проповеди христианства. Вскоре вокруг него стали собираться первые ученики. Главными их заветами были нищета, скитальничество и проповедь покаяния в массах.

Францисканцы, или минориты, как они сами себя называли, воплотили в себе апостольский идеал, который был близок народу. Их вид был беден и даже жалок, но религиозный энтузиазм освещал им путь. Они были малообразованны, но их проповеди шли от сердца и были понятны любому простому человеку намного больше, нежели заумные проповеди епископов и клириков. Минориты, «братья меньшие», бродили по землям Италии, выполняя какую-нибудь физическую работу, помогая нуждающимся. Они постились, предавались уединению и призывали мирян к покаянию.

Нищенствующие францисканцы

Нищенствующие монахи-францисканцы

Внешне францисканцы напоминали некоторые еретические движения того времени, в частности, вальденсов. Но их коренное отличие от них в том, что францисканцы не только не отрицали канонов Церкви, но и рьяно соблюдали и уважали их. Они не могли допустить мысли о том, чтобы предать или отступиться от традиционного христианского учения. Их идеал не отвергал идеал монашеский или какой-нибудь другой. Они меньшие братья Церкви, подчиняющиеся ей во всем. Они не претендовали на отправление культа или совершение таинств Церкви, как катары. Их апостольский образ жизни был одним из путей постижения Бога, но не единственным и абсолютно правильным. Францисканцы понимали это, и поэтому их движение было официально признано папой Иннокентием III в 1210 году.

Внутренние трансформации

После 1210 года орден стал быстро разрастаться. Поначалу полем деятельности монахов была Италия. Раз в год все монахи собирались на общий собор в местечке Порциункула, где делились своими радостями, горестями и проводили время в беседах о божественном. С появлением большого числа новых лиц и распространением движения за пределами Италии прежние сборы всех братьев стали невозможны. Их место заняли местные соборы, а также общий собор верхушки ордена, который собирался на прежнем месте, но уже раз в три года.

Папа Иннокентий III

Римский Папа Иннокентий III

Видоизменились и первоначальные идеалы. В орден хлынули потоки ученых людей, клириков. Они считали, что для проповеди нужно иметь образование, дабы суметь склонить на свою сторону сомневающихся мирян, затронутых ересями той эпохи. Франциск же отстаивал идеал сердечной проповеди, для которой образование не только не нужно, но и вредно. Но Церковь была на стороне первой группы, так как видела во францисканцах средство борьбы с еретиками и окончательного утверждения христианства. Результатом этого противоборства стал раскол монахов на две группы. Одни отстаивали старые заветы, другие защищали новые. Франциск понял, что преимущество не на его стороне и сложил с себя полномочия руководителя, став простым монахом. Во главе стали новые лица с иным видением пути ордена.

Результат

Этот раскол не был буквальным, орден сохранил единство, но претерпел изменения. Строгость жизни была смягчена, у монахов стало появляться пусть движимое, но имущество, орден получил привилегии от папы, возросли и доходы. Проповедовали уже не все братья, а только признанные для этого пригодными верховным иерархом.

Францисканский орден, как и все другие монашеские организации, не избежал обмирщения и изменения первоначального идеала. Рост ордена предопределил его трансформацию. Многие заветы Франциска были изменены, но это была жизненная необходимость, позволившая ордену окрепнуть, сохранить свое существование и продолжить выполнение своей миссии.



Источник: францисканцы, францисканский орден, орден францисканцев, франциск ассизский, монашество, христианство, средневековье
Категория: Средневековые ордена | Добавил: lesha (29.10.2015) W
Просмотров: 1057 | Теги: франциск ассизский, францисканский орден, христианство, францисканцы, орден францисканцев, средневековье, монашество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar